Проекты

Невидимая опасность среди нас

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» в секции «Метод» среди работ учащихся 8−9 классов

Направление работы: Микробиология, Гигиена
Авторы работы: ГБОУ Школа № 283
Предметы: Биология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» 2020 года

Актуальность

Современный мир представляет из себя уникальную экосистему из людей, техники и бактерий. Так считают многие школьники. По их мнению, на их здоровье влияют только гаджеты и загрязнения на них. Думаю, что отчасти они правы. Все знают, что надо мыть руки перед едой, после посещения туалета. А вот, что надо помыть руки после работы за школьным компьютером, или после того как закрыл жалюзи многие даже не догадываются.

Цель

Выявить наиболее загрязненные предметы в учебном кабинете.

Задачи

  1. Узнать какую роль играет гигиена в поддержании здоровья.
  2. Выяснить состав пыли.
  3. Взять пробы с различных предметов.
  4. Провести анализ полученных данных.
  5. Дать рекомендации по более тщательной уборке помещений.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Агар микробиологический сухой
  • Стерильная емкость для приготовления питательной среды (колба)
  • Чашки Петри стерильные
  • Микробиологические петли, шпатели, иглы стерильные
  • Электроплита
  • Весы

Описание

Исследование состояло из двух этапов – первого – приготовления питательной среды, и второго – посев и выращивание бактерий, содержащихся в пыли.

Был использован микробиологический метод исследования, который заключается в культивировании клеток – выращивание клеток в специальной питательной среде с использованием агар-агара. С помощью стерильных микробиологических игл с загрязнённых поверхностей были взяты пробы и сделаны посевы: 5 образцов с ручки двери, 5 – с клавиатуры ноутбука, 5 – с веревочек жалюзи, 5 – с поддона цветов, 5 – с батарей в кабинете биологии.

О степени загрязнённости предмета авторы судили по количеству выросших колоний, а также и по их разновидностям. Данный метод предоставляет приблизительный результат количества микроорганизмов на поверхности предмета.

Спустя 5 дней, авторы провели осмотр чашек Петри. На всех чашках были замечены колонии, круглые по форме, гладкие по краям, выпуклые по профилю, точечные по размеру; цвет варьировал от белого, серого до слегка желтоватого оттенка, при наведении на свет колонии блестели.

Следующая диагностика была проведена через 3 недели. Колонии увеличились в размере, что позволило сделать выводы о наиболее загрязненных предметах.

Результаты работы/выводы

  1. Пыль скапливается между клавиш ноутбука может привести к различным заболеваниям (пылевые бронхиты, трахеиты, конъюнктивиты).
  2. Вторым источником загрязнений служат веревочки жалюзи.
  3. Необходимо ввести обязательную еженедельную уборку ноутбуков антибактериальными салфетками.
  4. Веревочки жалюзи включить в список предметов, обязательных к ежедневной уборке.
  5. Довести до завхоза данные рекомендации.

 

Перспективы использования результатов работы

Продолжить исследование предметов в школе на микробиологическое загрязнение.

Мнение автора

«Во время работы над проектом, мы поняли, что стоит как можно тщательнее относится к своему здоровью. Ведь порой, даже самые безобидные вещи могут нанести сильнейший удар нашему самочувствию. Участие в Курчатовском проекте - это отличный опыт, чтобы понять, что ждет нас в будущей профессии. Конференция  дает возможность попробовать себя в науке!»