Проекты

Монилиоз. Это серьезно?

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Курчатовский проект - от знаний к практике, от практики к результату» в секции «Идея» среди работ учащихся 8-9 классов

Направление работы: Микробиология, Плодоводство
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1748
Предметы: Биология
Классы: 8 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Курчатовский проект − от знаний к практике, от практики к результату» 17 апреля 2019 года

Актуальность работы

С проблемой гниющих плодов сталкивается огромное число садоводов, как любителей, так и профессионалов. Им известно, что справиться с этим явлением очень сложно. Биологического метода устранения плодовой гнили на сегодняшний день не существует. Разработки в этом направлении почти не проводятся. Что вызывает появление гриба Monilia на плодовых деревьях? Как уберечь урожай от порчи? Как сохранить плоды при длительном хранении?

Цель

изучить особенности строения и образа жизни гриба рода Monilia.

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

  • Изучить особенности экологии гриба Monilia.
  • Выяснить этапы поражения плодов и развития монилиоза.
  • Вырастить гриб Monilia в лабораторных условиях in vitro.
  • Проверить эффективность средств борьбы с монилиозом.
  • Изучить строение гриба Monilia под бинокулярным микроскопом.

Описание работы

Монилиоз (плодовая гниль), монилиальный ожог – грибковое заболевание, вызываемое аскомицетом Monilia. Широко распространено в умеренном климате, особенно в районах с холодной влажной весной, поражает преимущественно косточковые и семечковые культуры.

Объектом исследования стали плоды яблонь, пораженные монилиозом. В качестве средств борьбы выбраны: бордоская жидкость (смесь 10% медного купороса и 15 г извести); раствор йода (1 мл йода на 1 л воды); насыщенный раствор соли (50 г соли на 1 л воды). Тестирование средств борьбы с монилиозом in vitro показало, что бордоская жидкость и раствор йода подавляют развитие гриба Monilia, а раствор соли нет.

Результаты

Выращены колонии гриба Monilia на питательной среде Чапека в лабораторных условиях in vitro. Колонии гриба на питательной среде за 10 дней при температуре 26°С достигают до 5 см в диаметре и образованы тонким пушистым мицелием белого цвета.

Тестирование средств борьбы с монилиозом in vitro показало, что бордоская жидкость и раствор йода подавляют развитие гриба Monilia, а концентрированный раствор соли нет.

Изучено строение гриба Monilia под бинокулярным микроскопом: конидиеносцы, образующие конидии, – неподвижные споры бесполого размножения. Получены микрофотографии самого гриба и конидиеносцев гриба (увеличение в 200 и 400 раз соответственно).

Оснащение и оборудование, использованное в работе

  • Колбы
  • Спиртовка
  • Стерильные микробиологические петли
  • Чашки Петри
  • Медицинские маски
  • Микроволновая печь
  • Лабораторные весы
  • Термостат
  • Бинокулярный микроскоп
  • Предметные и покровные стекла
  • Иммерсионное масло
  • Нетбук
  • Цифровая фотокамера
  • Плоды яблок, слив
  • Порошковый мясо-пептонный агар (МПА)
  • Вода
  • Дезинфицирующее средство
  • Раствор йода
  • Поваренная соль
  • Смесь для приготовления бордоской жидкости

Награды/достижения

Диплом победителя открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Экология и природопользование» среди работ учащихся 7−9 классов.

Диплом призера заключительного этапа Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся в 2018/2019 учебном году.

Перспективы развития результатов работы

Практический аспект – советы дачникам по использованию мер борьбы с монилиозом.

Образовательный аспект – использование работы учебного материала при изучении в школе темы «Грибы».

Особое мнение

«Это мои первые шаги в науку. Здорово, когда в простой гнили яблок можно видеть предмет исследования, получить микрофотографии конидиеносцев гриба Monilia и подробно изучить их строение, сделать выводы.

Для выполнения исследования мне понадобились знания не только по биологии, но и по смежным наукам, что повышает роль межпредметных связей в современном мире»