Проекты

Анализ творога на содержание кальция, аминокислот и белков

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Курчатовский проект: от знаний к практике, от практики к результату» в секции «Среда» среди индивидуальных работ учащихся 8–9 классов

Направление работы: Анализ пищевой продукции
Авторы работы: ГБОУ Образовательный центр «Протон»
Предметы: Биология, Химия
Классы: 8 класс
Мероприятия: «Курчатовский проект: от знаний к практике, от практики к результату» 11 апреля 2018 года

Описание

В процессе исследовательской работы был изучен материал о видах творога, его минеральном и органическом составе, значении белков и кальция для человека.

В практической части был проведен опрос среди одноклассников автора с целью выяснить степень информированности учеников о роли белков и кальция в организме человека.

Для достижения цели и задач использовались различные методы исследования:

– колоночная (гель-фильтрация) и тонкослойная хроматография (для качественного определения белков и аминокислот в твороге разных производителей);

– методы спектрофотометрии и осадительной титрометрии (для количественного определения белков и кальция в экстрактах анализируемого творога).

Было определено количественное содержание белков в различных образцах творога. Для этого автор проводил измерения оптической плотности приготовленных растворов альбумина различной концентрации микробиуретовым методом и строил калибровочный график. Оптическая плотность белковых образцов творога определялась с помощью спектрофотометра, содержание белка – с помощью калибровочного графика по значению оптической плотности.

Аминокислоты были отделены методом колончатой хроматографии, а различный аминокислотный состав в исследуемых образцах был выявлен за счёт тонкослойной хроматографии, о чем свидетельствовало окрашивание и Rf на хроматограммах.

Осадительным титрованием было определено количественное содержание кальция в твороге разных производителей. Титрование экстрактов творога проводилось оксалатом натрия до образования осадка оксалата кальция. В результате эксперимента были проведены расчёты по нахождению концентрации ионов кальция в экстрактах творога.  

Исследовательская работа подтвердила гипотезу о том, что обезжиренный творог «Дмитровский» и «Благода» содержит кальций, белки и аминокислоты, необходимые для жизнедеятельности человека.

Цель

Исследовать содержание кальция, аминокислот и белков в твороге разных производителей.

Результат:

  1. Методом спектрофотометрии определили количественное содержание белков в образцах обезжиренного творога «Дмитровский» и «Благода».
  2. Методом тонкослойной хроматографии определили наличие аминокислот во всех исследуемых образцах творога: лейцина, глицина, лизина, валина, аргенина, аспарагиновой кислоты, триптофана и фенилаланина.
  3. Методом осадительной титримерии определили количественное содержание кальция в образцах творога.

Оснащение и оборудование, использованное в работе:

  1. Цифровая лаборатория.
  2. Пробирки, колбы, автоматические дозаторы, пипетки, дозатор пипеточный, бюретка для титрования.
  3. Центрифуга ПЭ-6926.
  4. Магнитная мешалка.
  5. Колонка хроматографическая.
  6. Спектрофотометр.
  7. Набор для тонкослойной хроматографии (хроматографические пластинки)

Перспективы исследования

По результатам исследования автор рекомендует употреблять творог, так как он содержит большой набор аминокислот, белки и кальций.

Творог также содержит элементы, без которых невозможен процесс усвояемости кальция. В связи с этим возможно изучение материалов об элементах, способствующих усвоению кальция, знакомство с методами обнаружения таких элементов и выделения их из творога.

Особое мнение

«Я рад, что имел возможность выполнить свою исследовательскую работу с использованием оборудования Курчатовского проекта и, надеюсь, результаты моих исследований послужат ещё одним аргументом к употреблению творога.

Курчатовский проект даёт возможность знакомиться с различными методами исследования, с современным оборудованием, которое позволяет заниматься научной деятельностью в стенах школы. Полученные при работе над исследовательским проектом знания дают возможность использовать их в повседневной жизни»