Проекты

Безопасная упаковка

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Курчатовский проект − от знаний к практике, от практики к результату» в секции «Поиск» среди работ учащихся 5−7 классов

Направление работы: Физическая химия
Авторы работы: ГБОУ Образовательный центр «Протон»
Предметы: Физика, Биология, Химия
Классы: 6 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Курчатовский проект − от знаний к практике, от практики к результату» 17 апреля 2019 года

Актуальность работы

В настоящее время на нашей планете скопилось большое количество мусора, и он продолжает накапливаться. Значительную часть этого мусора составляют полиэтиленовые пакеты.

Пакеты бывают разные − маленькие прозрачные, красивые цветные, и огромные чёрные, в которых люди выбрасывают всё ненужное к подъезжающей мусорной машине. Во всём мире этими пакетами пользуются каждый день миллионы людей.

Ещё лет 30 назад всё упаковывали в бумагу, которая разлагается не более 5 лет. А сейчас вся земля засорена удобным и практичным изделием – полиэтиленовыми пакетами, которые разлагаются более 100 лет.

Цель

Изучить, как производят биоразлагаемые пакеты, и исследовать различные способы их утилизации.

Задачи

1. Выяснить, что такое биоразлагаемые пакеты, чем они отличаются от обычных полиэтиленовых пакетов, каковы особенности их производства.

2. Провести эксперимент по утилизации биоразлагаемых пакетов различными способами.

3. Узнать, можно ли в магазинах приобрести безопасную для окружающей среды упаковку.

Описание работы

Этапы работы:

  1. Изучили историю создания полиэтиленового пакета, виды биоразлагаемых пакетов и их отличие от обычных полиэтиленовых пакетов; узнали, что такое биодобавка «d2w» и её назначение; познакомились с особенностями производства биоразлагаемых пакетов.
  1. Узнали, в каких магазинах предлагают использовать биоразлагаемые пакеты, и провели серию экспериментов:

    № 1. Цель – проверить, верно ли утверждение о том, что биоразлагаемые пакеты при компостировании разлагаются. Мы закопали два пакета – биоразлагаемый и обычный − и выкопали через 4 месяца.

    № 2. Цель − выяснить, что произойдёт с пакетом, если его оставить на воздухе. Мы повесили биоразлагаемый пакет на улице, оставив его под воздействием ветра, солнца, температурных изменений и осадков на 4 месяца.

   № 3. Цель − выяснить, что произойдёт с обычным и биоразлагаемым пакетами при сжигании. Мы сожгли сначала обычный пакет, затем − биоразлагаемый.

   № 4. Цель – проверить, как влияют ультрафиолетовые лучи на процесс разложения биоразлагаемых пакетов. Мы подвергли образцы УФ-излучению в течение суток.

   № 5. Цель – проверить, верно ли утверждение о том, что при разложении биоразлагаемых пакетов появляются бактерии. После воздействия ультрафиолета рассмотрели образцы под микроскопом.

3. Проанализировали результаты работы и сделали выводы.

Результаты

1. Биоразлагаемые пакеты − это полиэтиленовые пакеты с биодобавкой «d2w», полностью разлагающиеся на углекислый газ и воду при их захоронении в течение 2−4 лет (обычные полиэтиленовые пакеты − более 100 лет).

2. Результаты эксперимента:

- в апреле мы выкопали пакеты, но никаких существенных изменений не обнаружили (пакеты только стали грязными); считаем, что 4 месяца − это очень маленький срок для разложения;

- по сравнению с обычным полиэтиленовым биоразлагаемый пакет плохо горит и от него остаются зелёные «катышки»; оба пакета выделяют много дыма и едкий запах;

- под микроскопом мы обнаружили вкрапления и предположили, что это и есть биодобавка «d2w», которая под воздействием УФ-лучей начнёт разлагаться;

- наши образцы пролежали под УФ-излучением сутки, но никаких изменений мы не обнаружили; предполагаем, что одни сутки – это очень малое время, необходимо более длительное воздействие УФ-изучения;

- под микроскопом после воздействия УФ-излучения в образцах бактерии не были обнаружены; необходимо использовать влияние нескольких факторов одновременно.

3. Полиэтиленовые пакеты продают/дают в любом месте торговли, а биоразлагаемые − в сетевых магазинах: «Ашан», «Твой дом», «Леруа Мерлен», а также они продаются в магазине «Универсам» около нашей школы. Биоразлагаемые пакеты нельзя купить в магазинах «Пятёрочка» и «Магнит».

Оснащение и оборудование, использованное в работе

Цифровой микроскоп − разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и CCD-камеру для вывода цифрового изображения на монитор компьютера.

Ультрафиолетовая лампа − искусственный источник ультрафиолетового излучения, которое является одним из факторов, влияющим на разрушение полимеров.

Награды/достижения

Призёр межрайонного этапа московского городского конкурса исследовательских и проектных работ школьников.

Сотрудничество с вузом при создании работы

Часть экспериментов выполнена на базе Учебно-научного центра функциональных и наноматериалов МПГУ.

Перспективы развития результатов работы

Мы продолжим наши исследования и выясним, как влияет на скорость разложения биоразлагаемых пакетов использование нескольких факторов.

Особое мнение

«Благодаря Курчатовскому проекту смог проводить исследование в университете, работать с настоящим учёным. Мне очень понравилось! Результаты наших исследований я представил на Курчатовской конференции и посмотрел работы других ребят. Было очень интересно! Обязательно продолжу работать над своим проектом дальше»